Социологические
2018 г.
В.н.с. Отдела социологии, д.с.н. Шахбанова М.М. в рамках выполнения ПНИР провела социологический опрос по изучению межнационального согласия в современном дагестанском обществе, посетив Дербентский, Казбековский, Кизлярский, Кизилюртовский, Хасавюртовский, Кайтагский районы, гг. Махачкала, Дербент, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт.
Шахбанова М.М. в рамках выполнения проекта РФФИ № 18-011-00367 провела социологический опрос по изучению этнической идентичности и этнического поведения горских евреев в гг. Дербент, Минводы, Ессентуки, Пятигорск, Нальчик, Ессентуки.
Абдулагатов З.М. провел социологические опросы по вопросам противодействия экстремизму и терроризму в следующих городах Республики Дагестан: Махачкала, Дербент, Буйнакск, Каспийск, Избербаш, Кизляр, Дагестанские Огни, а также в сельских районах: Акушинском, Ахтынском, Ботлихском, Буйнакском, Гергебильском, Гунибском, Дахадаевском, Дербентском, Казбековском, Кайтагском, Каякентском, Карабудахкентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Кумторкалинском, Курахском, Лакском, Левашинском, Магарамкентском, Ногайском, Сулейман Стальском, Табасаранском, Тарумовском, Хунзахском, Хасавюртовском, Цумадинском и Бежтинском участке.
Мамараевым Р.М. проведен социологический опрос по изучению политических факторов недовольства в современном дагестанском обществе в Шамильском, Ботлихском, Левашинском, Магарамкентском, Карабудахкентском, Кулинском районах Республики Дагестан и в городах Хасавюрт, Буйнакск, Махачкала, Дербент. Мамараевым Р.М. также в рамках выполнения проекта РГНФ № 17-03-50026 был проведен социологический опрос по изучению установок религиозно-политического радикализма в массовом сознании дагестанской молодежи, для этого он посетил Шамильский, Ботлихский, Левашинский, Магарамкентский, Карабудахкентский, Кулинский районы и гг. Хасавюрт, Буйнакск, Махачкала, Дербент, Избербаш.
Н.с. отдела социологии, к.и.н. Гебековым Г.Ф. в сентябре и октябре 2018 г. в рамках государственного контракта № 4632 в Республике Дагестан было проведено социологическое исследование по теме «Оценка уровня коррупции в Республике Дагестан и оценка эффективности антикоррупционных мер». Заказчик исследования – Министерство по национальной политике Республики Дагестан, исполнитель – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Опрошено 1604 человек. Исследование проводилось методом анкетного опроса населения Республики Дагестан среди граждан с 18 лет и старше в трёх городах (Махачкала, Хасавюрт, Дербент) и в девяти районах Республики Дагестан (Хасавюртовский, Дербентский; Казбековский, Буйнакский, Магарамкентский; Акушинский, Лакский, Чародинский).
2016 г.
В 2016 г. Абдулагатовым З.М., зав. Отделом социологии ИИАЭ ДНЦ РАН по результатам социологического опроса было проведено социологическое исследование по теме: «Современные особенности экстремистской деятельности в Республике Дагестан».
Опрос проведен в мае – сентябре 2016 г. в 3 городах - Махачкала, Дербент, Буйнакск и 4 сельских районах республики Дагестан: Казбековский (с. Дылым), Каякентский (с. Усемикент, с. Новое Викри), Унцукульский (с. Шамилькала, с. Унцукуль), Магарамкентский (с. Магарамкент). Опрошено 800 человек.
Краткие выводы:
1. В Дагестане имеет место достаточно мощная поддержка участвующих в деятельности ИГИЛ мусульман Республики. В пропорциональном пересчете доли выборки на генеральную совокупность, таковых в РД не менее 80 тысяч человек взрослого населения, преимущественно молодежного возраста. То есть тех, кто могут реально оказаться в Сирии.
2. Наличие большого количества лиц, из Дагестана (около 4000 по данным ФСБ), которые участвуют в деятельности ИГИЛ, также, как и лиц, которые считают, что они могут оказаться в ИГИЛ – около 55 тысяч человек в пересчете на генеральную совокупность, как и лиц, одобряющих участие дагестанцев в событиях в Сирии (4,1%) говорит о том, что ИГИЛ не суть, а всего-навсего возможность проявления наших внутренних проблем. Это означает, что с ликвидацией ИГИЛ на Северном Кавказе появится новая организация, подобная «Имарат Кавказ».
3. Войной с ИГИЛ, силовыми операциями в республике, на Северном Кавказе, эту проблему не решить. Ислам как доминирующая траектория социализации молодежи в светском государстве, на данном этапе ее развития себя не оправдал. Это касается как решения актуальных вопросов мирного сосуществования граждан между собой, взаимоотношений различных направлений в исламе, так и общества и государства.
Н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Гебеков Г.Ф. провел экспедиционное социологическое исследование по теме: «Общественное мнение по проблемам модернизации государственного образования».
Для решения поставленной цели в 7 городах и 13 районах Дагестана опрошено 1129 респондентов.
Были сделаны рекомендации по исследуемой проблеме.
В 2016 г. и.о. м.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Мамараев Р.М. провел социологическое исследование по теме: «Электоральные предпочтения в Республике Дагестан», изучив электоральных предпочтений в Республике Дагестан накануне выборов депутатов федерального и регионального уровня 18 сентября 2016 г.
В.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Шахбанова М.М. провела социологическое исследование по теме «Межэтническая напряженность в Республике Дагестан: состояние и динамика».
Целью исследования являлось изучение факторов, обеспечивающих межэтническую стабильность, оценка потенциала межэтнической напряженности как стабильной/конфликтной характеристики взаимоотношений между народами, выявление базы формирования дезинтеграционных процессов и факторов межэтнической конфронтации.
2015 г.
В 2015 г. Абдулагатов З.М., зав. Отделом социологии ИИАЭ ДНЦ РАН провел два социологических опроса: массовый и экспертный по теме: «Светское и религиозное в школьном курсе "Основы религиозных культур и светской этики"». Массовый опрос был проведен среди родителей учащихся по курсу ОРКСЭ. Экспертный опрос проведен среди учителей того же курса.
Вопрос о том, каково содержание отдельных модулей курса ОРКСЭ относительно понятий светское-религиозное, остается спорным. Предполагалось, что опрос даст ответ населения на вопрос о том, является ли содержание конфессиональных модулей ОРКСЭ культурологическим или оно имеет вероучительный характер. Способствует ли курс ОРКСЭ интеграции нашего населения, или он разделяет нас еще в школе на верующих и неверующих, православных и мусульман и т.д. Какой из модулей курса родители считают наилучшим для преподавания в Дагестане.
Краткие выводы:
Анализ затребованности, обоснованности, внедрения конфессиональных модулей курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе со ссылками на общественное мнение показал:
1. По оценкам основной массы опрошенных родителей, конфессиональные модули имеют вероучительный, а не культурологический характер.
2. Несмотря, на то, что основная масса опрошенных (66,5%) желают, чтобы их дети обучались по исламскому модулю, родители не видят предназначение курса в воспитании религиозности.
3. С точки зрения интересов стабильности и согласия в обществе большинство респондентов считают необходимым преподавать в школе «Основы мировых религиозных культур».
1. Опрошенные в абсолютном большинстве не считают религиозность человека необходимым условием его нравственности, добропорядочности.
2. Респонденты склонны к оценке религиозных норм как нравственных в смысле их культурологических, десакрализованных ценностей.
3. Основной смысл нравственности дагестанцы видят в совершении добрых дел, сострадательности, сочувствовании другому человеку. Это мораль антропоцентристская, хотя может внешне принять религиозные формы.
4. Уроки по курсу ОРКСЭ разделяют детей по нишам локально-религиозной, светской этик. В условиях дефицита в РФ общегражданской идентичности, они способствуют дальнейшему усилению религиозной, этнической идентичности.
В 2015 г. в.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Шахбанова М.М. проводила социологическое исследование по теме «Формирование государственно-гражданской идентичности дагестанских народов: состояние и тенденции».
Целью исследования являлось изучение динамики государственно-гражданской (российской) идентичности дагестанских народов, определение ее места в структуре социальной идентичности, установление структурных элементов воспроизводства российской идентичности, выявление этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаков и их статус в процессе воспроизводства государственно-гражданской (российской) идентичности, совместимость/несовместимость государственно-гражданской идентичности с иными типами социальной идентичности, влияние государственно-гражданской идентичности на характер межэтнической коммуникации и формировании межнациональной толерантности дагестанских народов.
2014 г.
В 2014 г. социологические опросы в Отделе социологии ИИАЭ ДНЦ РАН проводились по следующим направлениям исследований:
а) «Особенности формирования религиозной идентичности в современном дагестанском обществе в условиях трансформации российского общества» (Шахбанова М.М. с.н.с., д.соц.н.).
Целью социологического исследования являлось изучение религиозной идентичности дагестанских народов, определение ее места в структуре социальной идентичности, установление факторов ее усиления, степени и уровня религиозности дагестанских верующих, характеристика их религиозного поведения, выявление корреляции между степенью религиозности и культовым поведением дагестанских верующих, характеристика состояния религиозной ситуации в республике, отношение к деятельности Духовного управления мусульман Дагестана, определение значимости религиозной принадлежности в процессах коммуникации и факторов формирования религиозной толерантности/интолерантности.
Опрос проведен в Ботлихском (с. Ботлих), Дербентском (п. Белиджи), Казбековском (с. Дылым), Кизилюртовском (с. Зубутли-Миатли), Хасавюртовском (c. Муцалаул), сельских районах, в гг. Дербент, Кизилюрт, Кизляр, Махачкала, Хасавюрт. Выборка – 904 респондента.
б) «Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения республики Дагестан» (По гранту РГНФ N 14 – 03 – 00104). Руководитель Шахбанова М.М., исполнители: Лысенко Ю.М., Мамараев Р.М.
Опрос проведен в Буйнакском, Дербентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Хасавюртовском, Тарумовском сельских районах, в гг. Дербент, Дагестанские Огни, Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт. Выборка 1641 респондент.
в) «Поствыборная ситуация в Республике Дагестан: перспективы и риски» (Мамараев Р.М.-С., и.о. м.н.с.).
Опрос проведен в Каякентском, Кулинском, Магарамкентком, Ногайском, Чародинском сельских районах, гг. Махачкала, Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск. Выборка 383 респондента.
Как показал опрос, дагестанцы крайне отрицательно относятся к прошедшим протестным движениям: 53,5% – т.к. это приводит к дестабилизации в стране, 17,0% – т.к. это было «спонтанное, неорганизованное движение и лидеры данного движения не пользуются у меня авторитетом». Тем более, не готовы поддержать (47%) и принять участие в революционных движениях против федеральной власти (93%), мотивируя тем, что это приведет к развалу страны и к гражданской войне.
г) «Исламское образование в религиозных учебных заведениях Республики Дагестан в контексте интересов светского государства» (Абдулагатов З.М., зав. отд., к. филос. н.).
Опрос, посвященный проблемам исламского образования мусульман РД. Опрос проведен среди учащихся и студентов Исламских учебных заведений в Дербентском, Хасавюртовском, Буйнакском, Казбековском сельских районах, гг. Махачкала, Дербент, Буйнакск, Хасавюрт. Выборка - 444 респондента. Из них 49 – обучавшиеся в зарубежных исламских учебных заведениях.
д) «Война в общественном сознании дагестанцев» (Курбанов Х.Т., к полит. н., и.о. м.н.с). Выборка 435 респондента.
В исследовании рассмотрены вопросы исторической памяти и преемственности поколений в вопросах понимания наследия Великой Отечественной войны, как события прививающего основы патриотического воспитания. Посредством социологического опроса показано, что молодые дагестанцы обладают основательным патриотическим стержнем и впитывают информацию о войне как о мощнейшем, антифашистском, освященном кровью миллионов людей, событии. Вместе с тем, существует, в латентной форме, в «нижних этажах» дагестанского общества, опасность проявления не только равнодушия, но и неуважения к памяти о Великой Отечественной войне. Это регистрируется как при политологическом анализе, так и по результатам нашего социологического исследования. Немногочисленная прослойка – 2,4% дагестанцев не согласны с патриотической парадигмой России. Можно предположить, что до 5% дагестанцев выпадают из патриотического курса страны, и могут составлять «группу несогласия».
е) «Общественное мнение по проблемам национально-религиозного компонента в государственной системе образования» (Гебеков Г.Ф., м.н.с., к.и.н.).
Ответы респондентов свидетельствуют о неудовлетворительном материально-техническом и кадровом обеспечении преподавания дисциплин, относящихся к национально-региональному компоненту, подтверждая, тем самым их неравноправное положение в сравнении с другими предметами и слабый контроль знаний по этим дисциплинам. Результаты опроса 2014 г. показывают, что предметы национально-регионального компонента пользуются большей популярностью в сравнении с предметами общероссийской значимости (за исключением соотношения учебных дисциплин по русскому и родным языкам). Прослеживается тенденция и на постепенное усиление в общественном сознании дагестанцев важности изучения родных языков.
Опрос проведен в 29 сельских районах и во всех 10 городах Республики Дагестан. Выборка 1072 респондента.
Научные сотрудники Халилова А.С., Гебеков Г.Ф. в 2014 г. также участвовали в экспедициях по гранту РГНФ, проект № 12-31-01201, тип-а2 - «Общественно-политические взаимоотношения, миграционные контакты и социально-бытовое сотрудничество Республики Дагестан с Краснодарским краем, Ставропольем и Ростовской областью в 1980-2010 г.», посетили гг. Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский край.
В 2011 г. была проведена социологическая экспедиция на средства гранта РГНФ, проект «Светская культура и ислам в современном Дагестане (по материалам молодежной среды)». Руководитель проекта - Абдулагатов З.М. Экспедиционный проект продолжил исследования по изучению исламского массового сознания в республиках Северного Кавказа. Опросом было охвачено в Республике Дагестан – 60 респондентов, в Чеченской республике – 60 респондентов, в Кабардино-Балкарской Республике – 320 респондентов. Всего было опрошено – 1040 респондентов.