27 мая 2021 г.

Исследования в Дербенте и его исторической округе: 2000-2020 гг. (к 50-летию Дербентской археологической экспедиции)

25 мая 2021 г. в Махачкале, в Историческом парке «Россия – моя история», состоялась публичная лекция-презентация заведующего отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, доктора исторических наук, профессора Муртазали Серажутдиновича Гаджиева «Археологические исследования в Дербенте и его исторической округе: 2000-2020 гг.», посвященная 50-летию Дербентской археологической экспедиции. В своем докладе М.С. Гаджиев рассказал о масштабных и значимых работах археологов, проведенных в последние два десятилетия.

Археологические исследования, проводившиеся в Дербенте в 1970-1999 гг., получили краткое отражение в докладе на XXI «Крупновских чтениях». В 1996 г. Дербентская археологическая экспедиция (ДАЭ) после 5-летнего перерыва возобновила раскопки в Дербенте и его исторической округе. Уникальный город-музей по-прежнему открывает свои исторические недра, вызывая огромный научный и общественный интерес. В ходе работ 2000-2019 гг. получен богатейший материал по широкому спектру вопросов истории и археологии Дербента и Восточного Кавказа. В течение 19 лет (1998-2016 гг.) работы экспедиции проводились по грантам РГНФ. Немаловажна роль ДАЭ во включении в 2003 г. памятников Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1996-2005 гг. велись исследования 42-километровой Горной стены (Даг-бары) – составной части Дербентского оборонительного комплекса VI в. (Гаджиев, 2008. С. 8-36). В итоге этих изысканий были впервые составлены подробные планы Горной стены, фортов и башен, выявлены ранее неизвестные укрепления, определены их архитектурные особенности, точное количество укреплений и протяженность этой грандиозной оборонительной линии, время активного функционирования отдельных крепостей и фортификационной системы в целом, обнаружены важные археологические объекты и находки – знаки строителей, мерлоны и блоки машикулей VI в., водосборные ямы, могильники, среднеперсидская (сер. VI в.) и арабоязычные эпиграфические памятники VIII-XV вв., в т.ч. одна из древнейших официальных мусульманских надписей 176 г.х. / 792 г. и т.д.

Раскопки в 2000 г. открытого уникального средневекового зороастрийского скального погребального комплекса с дахмой, астоданами и «домом для мертвых» (наса-хане, зад-марг-хане) впервые задокументировали наличие зороастрийской общины в средневековом Дербенте.

Исследования 2002-2004 гг. вновь выявленного у северной городской стены Дербента мусульманского культового объекта, известного в XVIII-XIX вв. под названиями араб. Баб ал-Кийама, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-е Киймат («Ворота Судного Дня», «Ворота Воскресения») позволили пролить новый свет на религиозную жизнь города в домонгольский период (X – нач. XIII в.), определить назначение памятника, выявить раннемусульманские надписи и суфийские символы.

Раскопки 2000-2006 гг. на крупном (св. 100 га) городище Торпах-кала V-VI вв., идентифицируемом с царским городом Шахристан-и Йездигерд, дали возможность решить ряд актуальных вопросов исторической географии и военно-политической истории Восточного Кавказа, получить новые данные о фортификации Сасанидского Ирана.

Исследования Дербентского оборонительного комплекса и Торпах-калы явились важным шагом на пути к комплексному изу­чению Limes Caspius – колоссальной системы кордонных «длинных стен» и укре­плений, опоя­савших Каспий на востоке и западе, на границе оседло-земле­дельческого и кочев­ническо-скотоводческого миров. Изыскания на Торпах-кале показали пример плодотворного сотрудничества археологов с Пограничной службой ФСБ РФ. На этом же памятнике было выявлено и исследовано поселение раннебронзового века, давшее ценные материалы для изучения куро-араксской КИО.

В ходе раскопок в 2007 г. поселения Сугют эпохи ранней бронзы, открытого в 2004 г., был получен значительный материал, в т.ч. глиняные литейные формы для отливки бронзовых топоров, фрагменты бракованной посуды, керамический шлак и т.д. В 2008 г. были проведены раскопки гончарного комплекса поселения Великент I начального этапа эпохи средней бронзы.

В 2006-2011 гг. работы в Дербенте были сконцентрированы в юго-западной части цитадели Нарын-кала (раскоп XXIII). Здесь было вскрыто несколько архитектурных комплексов, охватывающих диапазон от V в. н.э. до второй пол. XIX в. Важным было обнаружение остатков монументального сооружения предмонгольского и монгольского периодов и сырцовой оборонительной стены на каменном основании сер. V в. Особое значение имело выявление культурных напластований первых веков н.э., документирующих преемственное обживание на протяжении двух тысячелетий.

С 2012 г. и поныне ведутся раскопки Дербентского поселения первой пол. – сер. I тыс. н.э., предшествовавшего строительству собственно Дербента в конце 560-х гг. и идентифицируемого с известным по раннесредневековым письменным источникам городом-крепостью Чор. Работы дали важные материалы по археологии и истории раннего города, его архитектуре, ремесленному производству, культуре и быту населения, показали отсутствие на поселении культурных напластований I тыс. до н.э. В 2010-2012, 2015 гг. были проведены раскопки открытого в 2008 г. 1-го Паласа-сыртского городища сер. IV – сер. VII в., выступавшего важным стратегическим пунктом, и близ расположенных курганов одноименного могильника сер. IV – сер. V в.

В последние годы важное место занимают спасательные работы в Дербенте, где ныне осуществляется жесткий надзор по соблюдению законодательства в сфере охраны археологического наследия. Значимыми явились раскопки в 2014 г. обнаруженного монументального мусульманского культового места VIII – нач. XIII в., связанного с системой водоснабжения и включавшего остатки культового здания, водоводы, бассейны, стелы XI-XII вв. с исламскими религиозными текстами, многочисленные монеты VIII – нач. XIII в. (в т.ч. чеканенные в Дербенте) и другие находки.

В результате охранных раскопок за северной городской стеной Дербента был открыт и исследован раннемусульманский могильник рубежа VIII-IX вв., проливший свет на раннюю исламскую погребальную обрядность.

Важные данные по исторической топографии Дербента, материалы, характеризующие жизнь, быт и культуру горожан, монетное обращение в домонгольский период, получены в ходе раскопок в 2014 г. на территории воинской части Пограничной службы ФСБ РФ в приморской части города. Здесь были выявлены руины мечети с фрагментами штукового декора колонн, жилищно-хозяйственные строения, система водоснабжения, виноградодавильни с плитой-давильней и крупным сосудом для хранения и брожения сусла, бытовые печи (тендиры, сандали/корси) IX – нач. XIII в., печь для обжига извести VI в. и др.

Здесь же был открыт некрополь Дербентского гарнизона Низового корпуса Русской императорской армии (1722-1735 гг.), расквартированного после Каспийского (Персидского) похода Петра I в ретраншементе, возведенном в приморской зоне города (перс. Шехер Юнан – «Греческий город»: перс. Дубара – «Двойная стена»), был получен значимый вещевой и антропологический материал. Останки ок.230 военнослужащих петровского гарнизона были торжественно перезахоронены на Мемориальном кладбище Дербента.

В 2014 г. Дербенте на средства Благотворительного фонда «Пери» были осуществлены раскопки нововыявленной землянки Петра. После проведенных работ объект был законсервирован, здесь создан музейный комплекс.

В 2020 г. в ходе археологических работ был открыт средневековый мусульманский могильник, представляющий обособленный участок некогда обширного средневекового городского некрополя, раскинувшегося за пределами архитектурного выделенного шахристана. Был расчищен 81 надмогильный саркофагообразный (сундукообразный) памятник последней трети XI-XII вв., в т.ч. один из саркофагов, который имел уникальную эпитафию, выполненную на арабском языке почерком куфи: «Это могила Мухаммада, лудильщика. Да будет над ним милость Аллаха».

В том же 2020 г. в результате спасательных работ на территории магальной части Дербента был исследовано редкостное кирпичное подземное здание, датируемое XI – нач. XIII в. и, вероятно, представляющее собой помещение для ритуального уединения (худжра, халват-хана, чилла-хана?).

Работы ДАЭ получили широкое освещение в научных изданиях и СМИ, в докладах на «Крупновских чтениях» и многочисленных конференциях у нас в стране и за рубежом (Москва, Санкт-Петербург, Баку, Берлин, Будапешт, Ереван, Измир, Мюнстер, Оксфорд, Тебриз, Тель-Авив, Тбилиси и др.).

В ходе деятельности ДАЭ осуществлена важная цель – подготовка профессиональных археологов (М.А. Бакушев, У.Б. Гадиев, А.Л. Будайчиев, А.К. Абиев, А.М. Абдулаев, К.Б. Шаушев, Р.Х. Мамаев и др.), которые ныне успешно трудятся на ниве северокавказской археологии.

По окончании лекции докладчику были заданы многочисленные вопросы по истории и археологии Дербента – одного из древнейших городов нашей страны.